Курсовая работа – это одна из форм учебной работы, которая выполняется студентами в соответствии с учебным планом специальности под руководством преподавателя. Ее подготовка предполагает  углубленное изучение вопросов, относящихся к предмету учебной дисциплины, и может содержать элементы исследования. Выполнение курсовой работы направлено на формирование у студента способности самостоятельно мыслить, сопоставлять, анализировать факты, обобщать их, логически последовательно излагать материал. Курсовая работа представляет собой более сложный по сравнению с контрольной работой, рефератом и другими письменными работами вид учебных сочинений. Ее тема раскрывается не только и не столько на основе изучения учебников, сколько научной литературы – монографий, статей, отчетов и т.д. При написании курсовой работы оформляется научный аппарат – сноски, ссылки, список использованной литературы. Материал работы излагается самостоятельно, что не допускает его дословное заимствование из литературных источников.

Выполняя курсовую работу студент должен продемонстрировать умение:

  • Выявить главную проблему, требующую решения;
  • Четко сформулировать цель и задачи своей работы;
  • Логично излагать свои мысли, выводы и предложения;
  • Правильно оформлять результаты работы

Важным этапом самостоятельной работы студента является выбор темы курсовой работы и составление ее плана. Тема выбирается исходя из тематики разработанной и утвержденной кафедрой. При выборе темы следует ориентироваться прежде всего на проблемы, которые дадут возможность существенно углубить и расширить знания студента по учебной дисциплине. Если студент обучается без отрыва от производства (заочное обучение), то очень важно, чтобы избранная тема была в той или иной степени связана с его производственной деятельностью. При выборе темы студенты должны соблюдать следующие основные требования:

  •  Не допускается наличие одинаковой темы у двух или более студентов одной учебной группы (потока)
  • Выбранная тема должна быть в обязательном порядке согласована с руководителем курсовой работы
  • Выполнение работы без согласования с руководителем не допускается

План работы должен в обязательном порядке включать в себя следующие составные элементы: введение, главы основной части и заключение. Объем курсовой работы 25 – 30 страниц печатного текста.

Введение – очень ответственная часть курсовой работы, поэтому основные части введения рассмотрим более подробно. Актуальность – обязательное требование к любой курсовой работе. В применении к курсовой работе понятие «актуальность» имеет одну особенность. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения современности и значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Далее логично перейти к формулировке цели исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Цель курсовой ставится для того, чтобы информировать какого рода основные результаты будут излагаться и обосновываться в данной работе, показать направление хода изложения материала, его логическая организация. Цель разбивается на 5 – 6 задач (или подцелей), которые определяют основные содержательные разделы работы и имеют более конкретный характер. Цель исследования определяет тактику в виде последовательности конкретных шагов, посредством которых проблема будет решена. Задачи служат делу содержательного разворачивания объекта исследования и являются мостиками к основным исследовательским гипотезам. Определить задачи, которые должны быть решены в работе, это значит уяснить:

  • Каков непосредственный и опосредованный объект и предмет данного исследования;
  • Какие явления, предметы, закономерности должно охватить исследование;
  • Как отграничить данную тему от примыкающих к ней.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание слушателя, именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение студента сжато, логично и аргументировано излагать материал.

Курсовая работа заканчивается заключительной частью, которая и называется «Заключение». Как и всякое заключение, эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

После заключения принято размещать библиографический список использованной литературы (не менее 20 наименований). При подборе литературы желательно обращаться к новейшим изданиям (последних 2 – 3 лет), что особенно касается периодической литературы.

При написании курсовой работы очень важно не только то, как студент раскроет тему, какие использует источники, но и язык, стиль, общая манера подачи содержания. Прежде всего нужно иметь в виду, что курсовая работа относится к строго определенному жанру: это научное произведение. Поэтому она должна соответствовать требованиям этого жанра и писаться в стилистике научного текста.

Защита курсовой работы проходит в установленный расписанием день до сдачи экзамена по дисциплине. Для защиты курсовой студент готовит выступление протяженностью 5 – 7 минут. После выступления студент отвечает на вопросы руководителя, а также лиц, присутствующих на защите, дает ответ на замечания, указанные в рецензии. Окончательная оценка по курсовой работе учитывает, как правило, уровень ее защиты.

 

             Тематика курсовых работ по экономической теории

Руководитель Филиппова И.М.

 

  1. Проблемы развития аграрного сектора экономики России и роль государства в их решении.
  2. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в условиях рыночной экономики.
  3. Агропромышленный комплекс и его роль в экономике.
  4. Государственное регулирование экономики в развитых странах.
  5. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике.
  6. Роль государственной собственности в экономическом развитии страны.
  7. Роль государства в современной рыночной экономике.
  8. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики.
  9. Роль иностранных инвестиций в развитии российской экономики.
  10. Инвестиционный климат и роль государства в его формировании.
  11. Прямые иностранные инвестиции как объект государственного регулирования.
  12. Государственное регулирование инвестиционных процессов.
  13. Внешнеэкономическая политика и ее влияние на развитие экономики.
  14. Модели экономического роста.
  15. Внешнеэкономические факторы российского экономического роста.
  16. Инфляция и проблемы обеспечения устойчивости денежного обращения.
  17. Проблема безработицы в рыночной экономике.
  18. Развитие банковской системы России при переходе к рынку.
  19. Центральный банк и его роль в рыночной экономике.
  20. Ипотечный кредит и его роль в реализации национального проекта «Доступное жилье».
  21. «Человеческий капитал» и роль национальных проектов в повышении его качества.
  22. Местные бюджеты: функциональная направленность и источники формирования.
  23. Фирма как субъект рыночных отношений и ее организационно-правовые формы.
  24. Развитие акционерной формы предприятий в России и становление необходимой рыночной инфраструктуры.
  25. Современные тенденции развития малого предпринимательства.
  26. Пути снижения издержек производства.
  27. Заработная плата как экономическая категория.
  28. Аренда и лизинг как формы хозяйствования.
  29. Франчайзинговые формы предпринимательства.

 

 

Тематика курсовых работ по экономической теории

Руководитель Санданова С.Б.

 

  1. Собственность как экономическая категория.
  2. Причины и последствия деформации отношений собственности в советской экономике.
  3. Концептуальные основы разгосударствления и приватизации.
  4. Многообразие форм собственности – необходимое условие эффективной экономики.
  5. Демонополизация экономики как условие создания эффективного рыночного механизма.
  6. Необходимость и тенденции развития рынка ценных бумаг.
  7. Рынок труда и его особенности в современных условиях.
  8. Рыночная инфраструктура и проблемы ее формирования в России.
  9. Преимущества и недостатки рыночной экономики.
  10. Основные типы экономических систем и их сравнительный анализ.
  11. Роль государства в рыночной экономике.
  12. Сущность конкуренции и ее роль в рыночной экономике.
  13. Сущность предпринимательства и условия его развития.
  14. Совместные предприятия и перспективы их развития в России.
  15. Акционерные общества в России: проблемы развития.
  16. Малый бизнес и проблемы его развития в России.
  17. Экономический рост: общие условия и закономерности.
  18. Инновационный и инвестиционный факторы экономического роста.
  19. Проблемы прибыли в различных экономических школах.
  20. Коммерческие банки в экономике страны.
  21. Налоговое регулирование экономики.
  22. Дефицит (профицит) бюджета: причины и последствия.
  23. Сущность денег и их эволюция.
  24. Особенности и этапы развития российской экономики в период с ХШ до ХХ1 века.
  25. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовок.
  26. Уровень и качество жизни: понятие, индикаторы, современное состояние в России.
  27. Зарубежные исследования проблемы бедности в странах «третьего мира».
  28. Проблемы функционирования унитарных государственных предприятий.
  29. Антимонопольное регулирование: успехи и проблемы.
  30. Проблемы миграции: плюсы и минусы.
  31. Антимонопольная система регулирования экономики за рубежом.
  32. Рынок страховых услуг: состояние и перспективы.