Студент  готовит небольшое по объему сочинение – размышление на одну из предложенных тем. Оценке подлежит знание проблем курса, аргументация, владение терминологией, стилистика научной речи и др. Данная форма работы предназначена для хорошо подготовленных студентов, имеющих достаточно широкий кругозор.

В отличие от реферирования эссе предполагает самостоятельную, творческую работу студента.

Эссе – жанр критики, публицистики и др., прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу. Цель эссе – выявить умения самостоятельно высказывать мнение, основанное на тех или иных источниках или научной литературе, по определенному законченному вопросу (теме). Студент  должен показать:

  1. адекватное программе знание темы, по которой дается вопрос;
  2. умение использовать необходимую и достаточную аргументацию, не выходя за рамки поставленного вопроса
  3. понимание требований и объема вопроса(умение, держась в рамках вопроса, раскрыть его сущность)
  4. навыки письменной презентации материала (владение стилистикой научной речи, терминологией)
  5. навыки организации материала (умение построить план ответа, изложить факты в повествовательной форме, приводить связанные и убедительные аргументы, анализировать, обобщать, обсуждать и объяснять, сравнивать и противопоставлять, критически оценивать различные факты и свидетельства).

Примерные темы эссе:

  1. «Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не к целям жизни» Н.Бердяев.
  2. «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Л.Питер
  3. «Хозяин тот, кто трудится» М.Горький
  4. «Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой» Ф.Бэкон
  5. «Главная цель капитала – не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни». Г Форд
  6. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований». М.Станс
  7. «Бедность – это рабство, но чрезмерное богатство – тоже рабство». Ж.Жорес.
  8. Богатство – не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться». Наполеон.
  9. «Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» М. Амстердам
  10. «Гораздо больше риска в том, чтобы ничего не предпринимать, нежели в неудаче». Ф.Бэкон
  11. «Конкуренция – единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей». Ф. Хайек.
  12. «Торговля не разорила еще ни одного народа». Б.Франклин.
  13. «Налоги – это цена, которую мы платим за то, чтобы жить в цивилизованном обществе». О.У.Холмс
  14. «Мое лучше, чем наше». Б.Франклин.
  15. «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство». Б.Ауэрбах.
  16. «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться». Б.Франклин.
  17. «Товар может быть олицетворением инженерной мечты и кошмаром для сбыта одновременно». Д. Хьюджес
  18. «Маркетинг – ключевой фактор предпринимательства. Это не только топливо, но и компас корабля». Д. Джонс
  19. «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». П. Хейне
  20. «Государство – ночной сторож рынка» А. Смит
  21. «В бизнесе и спорте многие боятся конкуренции. В результате этого люди избегают стремления к успеху, если это требует упорного труда, тренировки и самопожертвования». К. Рокне
  22. «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельность промышленности и легкость передвижения людей и товаров». Ф. Бэкон
  23. «В коем царстве люди богаты, то и царство богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно быть богатому». И.Т. Посошков
  24. «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению». Д. Риккардо
  25. «Сбережения составляют самый богатый доход». И. Стобей
  26. «Позаботьтесь о клиентах, и бизнес пойдет сам» Рэй Кок (основатель Макдональдс)
  27. « Не быть жадным – уже есть богатство, не расточительным – доход» М. Монтень
  28. «Налоги – это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого» С. Джонсон

 

Темы эссе сформулированы в виде проблемных (часто парадоксальных) суждений известных мыслителей, что стимулирует студентов отказаться от непосредственного воспроизведения материала курса и строить ответ на собственных суждениях и умозаключениях. В ответе следует использовать соответствующие экономической науке понятия и выводы и, опираясь на факты общественной жизни, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции. С учетом данного задание оценивается по 3 критериям:

  1. использование экономических понятий
  2. выражение собственного мнения (собственной позиции)
  3. аргументация собственной позиции. Каждый из критериев оценивается в 3 балла.