Эссе
Студент готовит небольшое по объему сочинение – размышление на одну из предложенных тем. Оценке подлежит знание проблем курса, аргументация, владение терминологией, стилистика научной речи и др. Данная форма работы предназначена для хорошо подготовленных студентов, имеющих достаточно широкий кругозор.
В отличие от реферирования эссе предполагает самостоятельную, творческую работу студента.
Эссе – жанр критики, публицистики и др., прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу. Цель эссе – выявить умения самостоятельно высказывать мнение, основанное на тех или иных источниках или научной литературе, по определенному законченному вопросу (теме). Студент должен показать:
- адекватное программе знание темы, по которой дается вопрос;
- умение использовать необходимую и достаточную аргументацию, не выходя за рамки поставленного вопроса
- понимание требований и объема вопроса(умение, держась в рамках вопроса, раскрыть его сущность)
- навыки письменной презентации материала (владение стилистикой научной речи, терминологией)
- навыки организации материала (умение построить план ответа, изложить факты в повествовательной форме, приводить связанные и убедительные аргументы, анализировать, обобщать, обсуждать и объяснять, сравнивать и противопоставлять, критически оценивать различные факты и свидетельства).
Примерные темы эссе:
- «Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не к целям жизни» Н.Бердяев.
- «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Л.Питер
- «Хозяин тот, кто трудится» М.Горький
- «Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой» Ф.Бэкон
- «Главная цель капитала – не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни». Г Форд
- «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований». М.Станс
- «Бедность – это рабство, но чрезмерное богатство – тоже рабство». Ж.Жорес.
- Богатство – не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться». Наполеон.
- «Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» М. Амстердам
- «Гораздо больше риска в том, чтобы ничего не предпринимать, нежели в неудаче». Ф.Бэкон
- «Конкуренция – единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей». Ф. Хайек.
- «Торговля не разорила еще ни одного народа». Б.Франклин.
- «Налоги – это цена, которую мы платим за то, чтобы жить в цивилизованном обществе». О.У.Холмс
- «Мое лучше, чем наше». Б.Франклин.
- «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство». Б.Ауэрбах.
- «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться». Б.Франклин.
- «Товар может быть олицетворением инженерной мечты и кошмаром для сбыта одновременно». Д. Хьюджес
- «Маркетинг – ключевой фактор предпринимательства. Это не только топливо, но и компас корабля». Д. Джонс
- «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». П. Хейне
- «Государство – ночной сторож рынка» А. Смит
- «В бизнесе и спорте многие боятся конкуренции. В результате этого люди избегают стремления к успеху, если это требует упорного труда, тренировки и самопожертвования». К. Рокне
- «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельность промышленности и легкость передвижения людей и товаров». Ф. Бэкон
- «В коем царстве люди богаты, то и царство богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно быть богатому». И.Т. Посошков
- «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению». Д. Риккардо
- «Сбережения составляют самый богатый доход». И. Стобей
- «Позаботьтесь о клиентах, и бизнес пойдет сам» Рэй Кок (основатель Макдональдс)
- « Не быть жадным – уже есть богатство, не расточительным – доход» М. Монтень
- «Налоги – это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого» С. Джонсон
Темы эссе сформулированы в виде проблемных (часто парадоксальных) суждений известных мыслителей, что стимулирует студентов отказаться от непосредственного воспроизведения материала курса и строить ответ на собственных суждениях и умозаключениях. В ответе следует использовать соответствующие экономической науке понятия и выводы и, опираясь на факты общественной жизни, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции. С учетом данного задание оценивается по 3 критериям:
- использование экономических понятий
- выражение собственного мнения (собственной позиции)
- аргументация собственной позиции. Каждый из критериев оценивается в 3 балла.